cdetodalekomai

Categories:

Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

(Эти размышления посещали меня давно. Активизировал их вчерашний спор с моим недавним уважаемым и весьма компетентным виртуальным другом v_dushevin)

Есть искренне верующие люди, которые не согласны подставлять другую щёку. 

А я согласна. Я не вижу никаких противоречий, меня ничего не смущает, не напрягает. Я благодарна Христу за то, что Он это сказал. Я счастлива это знать. Наш мир, после того как была произнесена эта фраза, стал совершенно другим. Это не значит, что он в одночасье сделался лучше – конечно, нет. Просто к этому знанию теперь нужно как-то относиться, его надо куда-то помещать в своё мировоззрение, надо заглядывать в самое своё нутро. И это важнее взмаха крыльев бабочки…

Почему людей вообще задевает эта фраза? Мне порой кажется, что восстают они против неё от недостатка собственного достоинства. Мне мало нравятся эти слова  — «собственное достоинство». Но я не знаю, чем заменить. Может быть, люди не чувствуют себя по-настоящему  свободными? Не верят, что обладают этим бесценным даром? Не видят его, а поэтому и не способны принять?

Несогласие подставлять щёку показывает ревнивую обеспокоенность вопросом собственной значимости. Как будто человек в глубине души сам сомневается в своей полноценности и поэтому вынужден её защищать и доказывать. 

Такой человек боится быть униженным, если подставит щёку. И своим страхом показывает только одно: что унижение себя почему-то считает возможным. А ведь только в этом вся суть. Если вам плюнули в лицо, и вы считаете себя униженным, значит вас унизили. А если вам плюнули в лицо, и вы не считаете себя униженным, значит вас не унизили. А что думает по поводу вас плюющий – его заморочки и его ответственность. 

Но переворот сознания в том, что Христос предлагает заморочки плюющего сделать и вашей проблемой тоже и разделить с ним его ответственность . То есть  предлагая подставить щёку, нас призывают к общности, к принятию.

Я не понимаю, как можно видеть в подставлении щеки слабость, а не силу выше всех сил на свете, то есть любовь. 

Я уж не говорю про то, что нас всегда бьют за дело. Всегда! Просто так никто никого не примется бить. Это абсурд. Просто так не бьют. Бьют за вину.  Даже если битый – робкий трусливый человек с раздирающим дискомфортом в душе. Такой вроде бы без вины виноватый неосознанно посылает в мир импульсы, которые своей неустроенностью цепляют и выводят из себя другого неуравновешенку. 

Но это не значит, что бить за вину – надо. А тем более без вины. Бьют слабые, несдержанные, насквозь несчастные, жалкие, унижающие сами себя. 

В жесте подставления другой щеки лежит понимание. Понимание слабости бьющего, его несдержанности, душевной неустроенности и унижения самого себя, а никак не битого.

А ещё понимание своей небезгрешности и заслуженности удара. 

А ещё осмысление неправоты бьющего. Тот, кто бьёт – неправ всегда. Уподобляться неправому  ответным ударом — значит множить вокруг себя неправоту до бесконечности. 

А ещё в жесте подставления другой щеки лежит принятие противника, а именно, признание за ним возможности быть человеком, то есть ошибаться.

Ты виноват. Я виноват. Мы оба виноваты в том, что произошло... Давай уж как-нибудь выбираться...

Мне кажется, принятием и пониманием можно разоружить любого своего «врага». Я верю: если правильно подставлять щёку, второго удара не последует.

Прописные ведь истины: в конфликте виноваты оба. И оба равно и одинаково достойны понимания и прощения. Не исключено, что всё поймёт и простит только один – подставивший щёку. Но это всё равно лучше варианта «око за око, зуб за зуб», потому что при таком раскладе понявших будет ни одного. 

Мне кажется, что метания по поводу собственной самооценки и значимости допустимы и милосердно простительны только душевнобольным. С ними нужно вести совсем другие разговоры, не эти, какие веду я сейчас. Но большинство из несогласных подставлять щёку считают себя психически здоровыми людьми. И скорее всего таковыми являются. Это меня озадачивает. Я не говорю, что я тут во всём права. Я говорю, что верю Христу, и смею надеяться, понимаю Его слова.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic